Покупка машины в России

Страсти на автомобильном рынке поутихли: кажется, у каждого есть знакомый, который обзавелся авто из России, неважно, новым или старым. Но, тем не менее, новости про покупку авто в России нет-нет, да и промелькнут. Чаще всего это новости в духе «как меня надули». И я решила поделиться своим опытом. Речь пойдет о покупке именно новой машины, не б/у.

 

Самое главное, что стоит знать, когда вы решили купить машину в России – вы все можете сделать сами, без посредников, предлагающих за небольшое вознаграждение пригнать желаемое авто. Если вы не водите/водите неуверенно, просто попросите кого-то из знакомых поехать вместе с вами, а не вместо вас. Оформление документов в автосалоне не настолько сложное, чтобы обращаться к «специалисту», а водящих знакомых найти не так уж сложно.

 

Шаг 1. Итак, я начала с поиска официального дилера. Информация об официальных дилерах всегда будет на местном сайте производителя. В моем случае это был сайт Kia Rus. Автосалоны, именующие себя официальными дилерами, но не представленные на официальном сайте, таковыми не являются, как бы они вас в этом не убеждали.

 

Шаг 2. Дилеров может быть много, как выбрать? Сначала стоит попробовать по местоположению – поближе к выезду из города в сторону дома, чтобы не кататься по всему городу. Если там не найдется нужной вам модели, тогда расширяете круг поиска. Когда нашли то, что ищите, переходите к следующему шагу.

 

Шаг 3. Обязательно почитайте отзывы про выбранного дилера. Имейте в виду, что негативные отзывы регулярно подчищаются, поэтому не поленитесь и снова поищите отзывы на следующий день. В этом была моя самая большая ошибка – я так обрадовалась, что нашла автомобиль желаемого цвета, что даже не позаботилась о том, чтобы почитать отзывы про дилера. Во что мне это вылилось, читайте ниже. Искала я машину во время автомобильного бума в России, и поэтому во многих салонах осталась только черно-бело-серая классика. А я хотела цвет поинтереснее.

 

Шаг 4. Попросите менеджера прислать вам фото автомобиля и VIN номер. За все время взаимодействия с менеджером мне так и не удалось добиться, чтобы она прислала мне фото авто. По VIN номеру я ничего пробить не смогла – такой машины не существовало, т.к. «она же новая, никому не продана».

 

Шаг 5. Оговаривайте все детали устно и подтверждайте письменно, чтобы было на что сослаться. Поговорили по телефону – написали менеджеру фоллоу-ап с просьбой подтвердить оговоренное.

 

Шаг 6. Скорее всего, вас попросят сделать предоплату, чтобы «забронировать» вам авто. Не делайте никаких предоплат, не подписав договор. Просите, чтобы вам прислали не просто счет, а именно договор, в котором будет прописан и VIN авто, за которое вы платите. Предоплату можно будет сделать SWIFT переводом, для этого мне пришлось идти аж в главный офис Беларусбанка, потому что в мелких такую операцию не проводят.

 

Шаг 7. Оговаривайте действия в случае изменения цены. Смогут ли вам оставить цену на прежнем уровне, если предоплата уже внесена? Вернут ли вам предоплату, если цена выросла и больше вас не устраивает? Все это тоже нужно прописать письменно.

 

Шаг 8. Прежде чем ехать на радостях в Россию, узнайте, будет ли готов паспорт транспортного средства (ПТС) к вашему приезду. Это такой документ типа техпаспорта, который в России выдается для новых авто и с которым вы сможете привезти авто в Беларусь. Делается он несколько дней, поэтому имейте это в виду.

 

Шаг 9. У вас может возникнуть вопрос: могу ли я ехать на машине без номеров по территории Беларуси? Не оштрафует ли меня транспортная милиция? Как купить устройство для оплаты дорог, если у машины нет даже транзитов? Купить устройство вы никак не сможете, а движение без номеров запрещено, поэтому с точки зрения закона единственный правильный способ – привезти авто на лафете. Либо выбирайте маршрут в объезд платных дорог. Стоит, однако, заметить, что на практике ГАИ к машинам без номеров, двигающимся из России, относилось лояльно и, насколько я знаю, достаточно было показать договор купли/продажи.

 

А теперь грустная история о том, как меня тоже надули и как я искала правду.

 

Забронировав у официального дилера в Москве (в ближайшем к нам Смоленске уже все раскупили) машину желаемого шоколадного цвета, я поспешила внести предоплату в размере 15000 рублей без договора – очень не хотелось, чтобы соотечественники увели ее прямо из-под носа. Дело было в конце ноября, и менеджер предупредила меня, что с 1 декабря ожидается увеличение стоимости. Я решила рискнуть. Наступило 1 декабря. Стоимость увеличилась всего на пару тысяч российских рублей (это было отражено на официальном сайте Киа Рус), что меня устроило. Однако на следующий день я получила смс от менеджера, в котором говорилось, что стоимость авто увеличилась на 70000 рублей, что так по всей Москве и других цен я не найду. Мы позвонили на горячую линию Киа Рус и связались с другими дилерами и узнали, что цена поднималась только 1 декабря и только на 5000.

 

В тот же день я попросила вернуть предоплату. И менеджер пропала. Ни на смс, ни на звонки, ни на мейлы она не отвечала. Мы позвонили в сам салон, и там пообещали вернуть деньги, но нужно было лично приехать в Москву и написать заявление. Т.к. билет на поезд уже был куплен, я решила попробовать найти машину у другого дилера, который цену не поднимал. К сожалению, беларусы расхватали все и везде, поэтому шоколадных кий больше не было, и я решилась на черную. Девушка-менеджер обещала придержать машину на 2 дня, если я на словах пообещаю, что приеду за ней. Без всяких предоплат. И даже ПТС сделала.

 

Итак, я в Москве. Оформление новой машины заняло около часа: просмотр, страховка, договор, оплата. Поехали забирать предоплату за некупленную «шоколадку». Просто чтобы вы знали – дилер этот называется Фаворит Моторс, салон на Ленинском проспекте. Как мне сообщили, менеджер Наталия Солдатенкова уже не работает (уволилась в тот же день, когда я попросила вернуть предоплату). Меня встретил менеджер с восточной внешностью по имени Амир Саберов, который упорно отказывался принимать заявление, т.к. не было договора, и отдавать мне заверенную печатью и подписью копию заявления на возврат предоплаты. Оригинал платежного поручения он у меня также изъял, но у меня осталась копия на компьютере. Что касается заявления, то я сказала, что пока мне не выдадут копию с печатью салона и подписью принявшего сотрудника, я никуда не уйду. Печать мне поставили, а подпись Амир Саберов ставить отказался. Деньги обещал вернуть в течение 5 рабочих дней. Вернуть их якобы могли только на счет в российском банке. Понятное дело, что у меня там счетов нет, поэтому указала счет знакомого россиянина, который живет в Беларуси и мог снять и отдать эти деньги.

 

Стоит ли говорить, что через неделю денег не было. Все звонки были впустую. Постоянно посылали по кругу, никто ничего не знал, телефоны часто не отвечали. НИ НА ОДИН мейл ответа не поступило, хоть я писала по всем мейлам, указанным у них на сайте. Наконец, мы обратились на горячую линию Киа Рус. Там посоветовали оставить обращение у них на сайте для разбирательства, что и было сделано. Но время шло, а никаких новостей по моему обращению также не было. Мы звонили им регулярно и так же регулярно слышали, что они сделают запрос в Фаворит Моторс еще раз. Тогда я написала в Роспотребнадзор – орган, который занимается защитой прав потребителей в России. Приложила все документы, скриншоты переписки. Мое обращение было принято к рассмотрению.

Спустя пару недель после наших настырных звонков в Фаворит Моторс знакомый россиянин, наконец, обрадовал, что была попытка перевода денег на его карту, но банк не принял перевод, т.к. указали мое, а не его имя. Отправителю следовало направить корректировку имени, чтобы банк-получатель принял перевод. Об этом сразу же был уведомлен менеджер Амир Саберов. Но корректировку имени никто не отправил. И с тех пор было тихо-глухо.

 

Заявление на возврат денег было написано 6 декабря. Но и после нового года денег я не увидела. Рубль стремительно падал, и уплаченные 15000 рублей в долларовом эквиваленте таяли на глазах. Я почти уверилась, что денег своих не верну, но сдаваться не хотелось. К тому времени я уже почитала отзывы про данную контору и поняла, что сценарий отработан не на одном покупателе – некоторые пересказывали похожие истории. Я тоже написала свои отзывы, где только могла. К сожалению, спустя пару дней увидела, что и мои, и чужие были удалены, и остались только хорошие. И это еще больше убедило меня идти до конца. В мыслях даже было обратиться к юристу, но это был последний шаг. А перед этим я решила попробовать написать на глобальный сайт Киа на английском и нажаловаться на представительство Киа Рус, которое бездействовало в решении моего вопроса. Продублировала и на их страничке в фейсбуке, обратив их внимание, что просто передать мое обращение в Киа Рус было недостаточно, т.к. оно у них и так уже есть и они ничего не делают, что бросает тень и на Киа вообще, и на их представительство в России в частности. И, не поверите, дело сдвинулось с мертвой точки.

 

В 20-х числах января со мной сами связались из Киа Рус и спросили, решился ли мой вопрос. Внизу письма я увидела свое обращение на английском и поняла, что пнули Киа Рус совсем сверху. Также в последующих переписках я увидела, что Киа Рус делала запросы в Фаворит Моторс, а те отвечали, что я не выхожу на контакт, что со мной невозможно связаться и что я оставила неверный счет для перевода денег. К счастью, в переписке содержались и контакты ассистента президента Фаворит Моторс, и каких-то ответственных за мой вопрос лиц из Киа Рус, которые, видимо, просто забыли удалить перед тем, как письмо ушло мне. Я незамедлительно написала им письма, где сообщила, что информация от Фаворит Моторс не соответствует действительности: у них есть все мои контакты, данные, мы звоним им по несколько раз в неделю и счет был указан верный, т.к. деньги почти дошли.

 

После этого письма со мной связался какой-то новый менеджер из салона Фаворит Моторс на Ленинском и попросил прислать реквизиты моего счета в любом беларуском банке для перевода денег. Т.е. счет необязательно должен был быть в российском банке! Деньги были перечислены в тот же день и дошли в течение дня, 30 января. Таким образом, после волшебного пенделя сверху мой вопрос, который «решался» 1.5 месяца, решился всего за неделю. Да, я сделала много ошибок при покупке машины в России, но я не опустила руки и вернула свои деньги. Чему я очень рада. Кстати, надувшая меня дамочка спокойно работает уже у другого дилера Киа в Москве, так что история может повториться.