Как я продавала машину

Вот и попрощалась я со своей Сероглазкой (так я называла свою серенькую Шкоду Фабию), которая верой и правдой служила мне 5 лет. Покупала я ее в 5-летнем возрасте и специально искала машину б/у, чтобы научиться на ней водить - была уверена, что обязательно во что-то вляпаюсь. Но нет, Сероглазку я от своих ошибок уберегла и, обретя уверенность в своих силах, решила взять машину из салона.

 

Это был конец ноября, а покупку я планировала после нового года. Но тут в России рухнул рубль, и цены на новые машины стали такими соблазнительными, что я влезла в долги как в шелка и купила-таки новую, не продав старую. Однако этот пост не о покупке новой, хоть мне и про это есть что рассказать, а про то, как я пыталась продать старую. Делала я это впервые и ничего не знала об этом процессе, а потому набила пару шишек, о которых вам сейчас расскажу.

 

Шишка первая: повесила объявление на небольшом количестве ресурсов. Я думала, как только напишу на такой популярной площадке, как Onliner, так сразу набежит толпа желающих купить машину. Ан нет, толпы не было. Сначала звонили достаточно активно, даже при высокой цене, но потом мои сограждане понавозили машин из России, конкуренция на рынке б/у машин выросла и желающих стало меньше. Тогда я провела ресерч и добавила объявление и на другие ресурсы: auto.tut.byabw.byav,byay.bysecond.by и vodi.la. Кстати, последний крайне не советую - у них сейчас большие проблемы с авторизацией, меня разлогинивало после нажатия на любую кнопку, из-за этого я не могла нормально редактировать объявление. С логином тоже проблемы - при введении правильного логина и пароля с первой попытки (и даже со второй и третьей) зайти у меня не получалось. То же самое и с удалением объявления - ни в какую. Но это так, лирическое отступление. Какие-то из этих сайтов я нагуглила, какие-то где-то услышала.

 

Шишка вторая: объявления были малоинформативны. Конечно, я почитала другие объявления. Многие из них были достаточно лаконичны: описание конфигурации авто и причина продажи. Поначалу так сделала и я. Но скоро поняла, что лучше написать все, что знаешь, чтобы не отвечать на одни и те же вопросы по телефону. Это поможет отсеить людей, которые не готовы рассматривать машины с какими-то недостатками. Возможно, я неправильный продавец, потому что не пыталась скрывать ее проблемы, а написала все, про которые знаю. Зато люди, которые звонили после этого, сразу переходили к делу, упомянув, что "в принципе, я все почитал и все про машину понял". С такими легче общаться, чем каждый раз рассказывать заново про ее недостатки (все-таки машине 10 лет) и чувствовать себя при этом так, будто продаешь корыто на колесах, хоть машина и была в отличном состоянии.

 

Шишка третья: реагировала на троллинг. Каким бы популярным ресурсом не был Онлайнер, у него есть один огроменный минус: огромное количество троллей. В моем случае это проявлялось в комментариях, которые бросали тень на мою машину (а-ля "да она вся ржавая" и "цена ей 3000 USD"), причем я точно знала, что эти люди еще не приезжали ее смотреть. Но подобные комментарии могут оттолкнуть потенциальных покупателей, которые не знают, что их авторы не видели мою машину, а пишут отсебятину. Сначала я пыталась отвечать на эти комментарии, пришлось даже писать в поддержку и просить удалить некоторые, а потом просто перестала даже проверять их. Хоть в правилах подачи объявления владельцу и рекомендуют отвечать на комментарии пользователей, это абсолютно напрасная трата времени. Тролль есть тролль. Его не интересует ваша машина, ему просто нечем заняться.

 

Шишка четвертая: старалась ответить всем. Это на самом деле не шишка, а просто еще одна трата времени на попытки быть вежливой. У меня было указано "Обмен не предлагать", но, тем не менее, я получала предложения по обмену, причем с моей доплатой. Сначала я вежливо отвечала каждому, что меня это не интересует и что машина именно продается, а потом забила и на это. Нужно уметь читать объявления. Кроме этого, мне писали и сообщения такого рода: "У меня есть только столько-то, продадите за столько?" - нет, цена указана в объявлении, читайте внимательней.

 

Шишка пятая: чуть не купилась на приманки автохаузов. В скором времени после того, как я повесила первое объявление, мне позвонила приятная девушка с предложением сдать мою Сероглазку в автохауз. Звучало все красиво: они как-то готовят ее, выставляют у себя, всем показывают и продают за мою сумму. Плюс для меня: они могут продать автомобиль в кредит (ведь не у всех есть нужная сумма на руках), но мне выплатят всю сумму сразу. Мне все очень понравилось, и я почти согласилась. А потом почитала отзывы. К сожалению, негативных отзывов очень много, рассказывают, как машины продавались очень долго, как хозяева приезжали на них посмотреть и находили в удручающем состоянии и прочие вещи. Начиталась такого, что передумала сразу. Надо заметить, что сотрудники автохаузов довольно активные, потому как я стала получать регулярные смс с предложениями продать мое авто, причем от одного и того же автохауза по несколько на день с разными контактными телефонами. Кроме этого, мне звонили по телефону и под видом обычного покупателя расспрашивали про машину, и только в конце разговора становилось ясно, что это автохауз. Звонки были настолько беспардонные, что, казалось, у звонящих не было ни капли сомнения, что я соглашусь отдать им машину. Например, в конце одного разговора, когда я думала, что говорю с обычным покупателем, я услышала: "Когда вы сможете подвезти машину на авторынок в Малиновку?".

 

Шишка шестая: общение с перекупами. Будьте готовы к тому, что эти люди будут всячески пытаться сбить цену. Моя проблема в том, что я не разбираюсь в машинах и ремонтах, а потому не знала, насколько критичен тот или иной недостаток и сколько будет стоить устранить его. Разные люди находили недостатки в разных местах, причем никто из них не предложил поехать на СТО. В итоге на СТО я с покупателями поехала только один раз, причем к их человеку, и тот не нашел ничего серьезного, к чему можно было бы придраться. Сбросила разве что за неработающий кондиционер, да и то была вероятность, что он просто давно не заправлялся (да, я не знала, что он вообще у меня есть - тут можете смеяться :) ).

 

Шишка седьмая: незнание своей машины. Наверное, если бы у меня был знакомый, который хорошо разбирается в машинах и смог бы отвечать на все вопросы, я бы продала ее быстрее и за бОльшие деньги. Но такого у меня не было, а потому некоторые вопросы вроде "сколько у нее лошадиных сил" ставили меня в откровенный тупик. Когда я выбирала машину, я даже не думала о таких вещах. Мои главные требования при покупке первой машины были объем и тип двигателя, тип кузова, размер машины и цвет. При выборе новой добавилось еще несколько, но это все были требования к удобству, а не начинке. Наверное, правильным было бы поехать самой на СТО и попросить проверить ее - что не так и сколько будет стоить ремонт - чтобы быть готовой отвечать на вопросы. Но тратиться лишний раз я не хотела и решила, что на СТО поеду уже с потенциальным покупателем.

 

Сам процесс продажи прошел быстро и безболезненно. Новая хозяйка оказалась из Минска и тоже, как и я когда-то, много лет не водила и искала б/у машину, чтобы научиться. С самого утра я поехала на авторынок в Малиновку, взяла в окошке №1 заявление на сверку номеров и прошла сверку без будущей хозяйки. Потом подъехала и она, и мы, уже вместе, подали в то же окошко пройденную сверку, а нам заполнили три договора о купле/продаже и два заявления: для меня о снятии с учета и для покупательницы о постановке на учет. В окошко мы оплатили наличными 200 000 рублей за оформление документов и отправились в банк - платить еще триста с чем-то за изготовление нового техпаспорта и постановку на учет. Номера остались старыми. Все расходы мы поделили. После оплаты подали уже в другое окошко договоры, заявления, квитанцию об оплате за постановку на учет и новую страховку-автогражданку - на имя покупательницы, иначе она бы не могла ехать на Сероглазке без меня. Все заняло не больше часа. Новый техпаспорт ей нужно было забирать на следующий день, ну а я была уже свободна. Прощай, Сероглазка, и будь хорошей подругой новой хозяйке!

 

P.S. Продавалась моя машина почти 7 месяцев. К сожалению, за это время рынок настолько насытился б/у-шными машинами, что мне пришлось значительно сбросить цену. Прибыли в итоге я не получила, зато почти раздала долги-шелка и сбросила бремя с плеч.