Кушляны-Солы-Островец-Ворняны-Гервяты-Михалишки

А нам не сидится на месте, и мы продолжаем открывать для себя Беларусь. Неделю назад отправились к самому красивому костелу Беларуси в Гевряты, а заодно посмотрели по дороге кое-что еще.

Кушляны

Нашим первым остановочным пунктом стал дом-музей Францишка Богушевича в Кушлянах. Найти его оказалось не так уж просто: мы проехали деревню Кушляны насквозь и, если верить указателям, начался другой населенный пункт. На всякий случай проехали и его и заехали в Кушляны II - именно так значилось на указателе. Пару домов, людей не видно, никаких признаков музея. Когда почти выехали из "вторых" Кушлян, увидели людей во дворе крайнего дома и спросили, где же все-таки найти музей. Оказалось, он чуть впереди, практически за границей деревни. Получив эту ценную информацию, мы все равно чуть не проскочили мимо. Вывеска только на воротах, маленькая и незаметная, а сам дом стоит поодаль на горочке и похож на хутор.

В доме-музее жил сам Францишек Богушевич с семьей, а рядом был дом его отца, от которого сейчас остался один фундамент. Дом Францишка сохранился отлично, построен очень добротно. Внутри воссозданы интерьеры, какими они были при жизни нашего поэта и борца за независимость, известного также как Мацей Бурачок и Сымон Рэўка з-пад Барысава. Часть интерьеров - оригиналы, а часть, к сожалению, новая. Внутри можно увидеть рабочий кабинет, множество фотографий и документов, связанных с жизнью и деятельностью Францишка Богушевича. На старых фотографиях Вильнюса, где учился Францишак, узнаются знакомые улицы и здания.

Кроме дома-музея, можно прогуляться по каштановой аллее, увидеть деревянную часовню, которую построил Францишак, и камень-тайник, где он прятал свои произведения, написанные на беларуском языке. А за аллеей, в лесу, когда-то была лысая гора, на которой вспоминали ушедших предков.

В тот день мы были единственными туристами, но по словам сотрудницы музея людей приезжает достаточно, причем не школьных групп, а именно взрослых. Это, конечно, не может не радовать. Я, например, вообще не знала о существовании такого музея, и музей мне очень понравился.

Солы

В Солах, что в 6 километрах от Кушлян, мы посмотрели необычный ассиметричный костел Пресвятой Девы Марии Ружанцовой. В костеле шла служба, поэтому нам не удалось подобраться к фрескам "Оборона Ченстоховы" и "Чудо над Вислой" - храм был полностью заполнен верующими, и мы, любопытные туристы, были бы там не к месту. На "Обороне Ченстоховы" изображена оборона Ясногорского монастыря 1655 года, а вторая фреска изображает победу польских войск над Красной армией под Варшавой.

Островец

После Сол мы отправились в Островец, где вовсю идет строительство первой АЭС. Издали даже увидели градирню. Но, конечно, не на нее мы ехали смотреть, а на костел Космы и Дамиана. Он был построен в конце XVII века на месте, где раньше стоял старый костел и монастырь доминиканцев. Сейчас в костеле хранятся иконы XVIII-XIX веков, к которым верующие могут прикоснуться. Правда, в обычные дни это невозможно, т.к. иконы поднимают повыше.

Пока мы искали костел Космы и Дамиана, нашли другой, которого у нас в плане не было - Крестовоздвиженский (или костел Отыскания Святого Креста). Он помоложе своего "соседа" - 1910-11 годов постройки, был возведен из кирпича на деньги горожан, но тоже стоит внимания. В советское время успел побывать складом.

Хоть у Островца длинная история - впервые он был упомянут в 1468 году - статус города он получил относительно недавно, в 2012 году. А называется он так от укрепленного острова на реке Лоша, на которой и стоит.

Ворняны

В Ворнянах нас застал дождь. Да еще такой сильный, что осмотреть местные достопримечательности не получилось. Думали переждать, но дождь никак не заканчивался, и мы, взгрустнув, двинулись к главному пункту нашего путешествия - Гервяты. Но в Ворнянах все-таки заскочили в костел Св. Юрия, построенный в 1767-69 гг. в стиле позднего барокко. Рядом с костелам можно было бы еще посмотреть дом аптекаря и плебанию, оба 1770 г. постройки. Кроме них, было бы любопытно взглянуть на подъемный мостик, здание корчмы, башню-павильон, старую браму, водяную мельницу и усадебный парк. Надеюсь, вам больше повезет с погодой.

Гервяты

Итак, мы в Гервятах. В местечке успели побывать и русские, и немцы, и литовцы, и поляки. Сейчас тут есть школа, где преподают литовский, а на Троицком костеле даже висит табличка на литовском. Костел необыкновенной красоты в неоготическом стиле был построен в XIX-XX столетиях. Он считается одним из самых высоких в Беларуси, а возможно, и самым высоким. Раньше на этом месте стоял старый деревянный костел 1526 года постройки. Перед храмом разбит небольшой ландшафтный парк со скульптурами апостолов и редкими растениями, а еще стоят кресты с резьбой - считается, что это характерно для литовских храмов. Храм заслуженно называют "маленькой Швейцарией" и "беларуским Нотр-Дамом" - согласно опросам, это самый красивый католический костел в нашей стране.

Михалишки

Костел в Гервятах поражает своим внешним убранством, но внутри интерьеры достаточно скромные. Зато в Михалишках все наоборот. Интерьер костела Св. Михаила Архангела богато украшен барельефами по подобию костела Св. Петра и Павла в Вильнюсе. Совпадение не случайно: один из автор скульптурных композиций вильнюсского костела поработал и в Михалишках.

Когда мы приехали, костел был закрыт, но ксёндз, увидев нас, сказал, что сейчас все откроют. Вскоре появилась бабушка-божий одуванчик с ключами, которая, как выяснилось, работает в костельном магазинчике. Было видно, что свой костел она очень любит, потому что без устали говорила "посмотрите, какой он красивый!". На вопрос, что было с костелом при советах, бабушка сказала, что "нашыя бацькі дзяжурылі тут дзень і ноч, каб нічога яму не зрабілі". На прощание бабушка очень уговаривала купить что-то на память в ее магазинчике или просто пожертвовать деньги их храму. Конечно, отказать хозяйке такого красивого храма было невозможно.